Олигополия: виды и особенности

Опубликовано: 25 Сентября, 2022

Говоря простым языком, рынок — это место, где происходит обмен товарами. Другими словами, место, где происходит купля-продажа товаров, является рынком. Рынок – это нервная система современной экономической жизни, где производители и потребители осуществляют сделки купли-продажи. Рынок имеет другое и более широкое значение в экономике, так как он не относится к конкретному месту. В экономике рынок — это область, где покупатели и продавцы не должны собираться в определенном месте для продажи и покупки товаров. Вместо этого они должны быть в контакте друг с другом с помощью любых средств связи, таких как Интернет, письмо, почта, телефон и т. д.

Market refers to the whole region where buyers and sellers of a commodity are in contact with each other to affect the purchase and sale of the commodity. 

Количество и типы фирм, работающих в отрасли, а также характер и степень конкуренции на рынке товаров и услуг известны как структура рынка. Чтобы изучить и проанализировать природу различных форм рынка и проблемы, с которыми они сталкиваются при покупке и продаже товаров и услуг, экономисты по-разному классифицировали рынок. Различными формами рыночной структуры являются совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополия, монополистическая конкуренция и олигополия).

олигополия

Термин «олигополия» происходит от «oligi», что означает «мало», и «polein», что означает «продать». Рыночная ситуация, когда количество крупных продавцов товара меньше, а количество покупателей больше, известна как рынок олигополии. Продавцы на рынке олигополии продают дифференцированные или однородные товары. Поскольку количество продавцов на этом рынке меньше, решение о цене и выпуске одного продавца влияет на решение о цене и выпуске других продавцов на рынке. Другими словами, взаимозависимость между продавцами товара высока. Например, производители роскошных автомобилей, такие как BMW, Audi, Ford и т. д., попадают под рынок олигополии, так как количество продавцов роскошных автомобилей меньше, а их покупателей больше. Иногда на олигополистическом рынке продавцов немного, и каждый продавец находится под влиянием других продавцов и влияет на них тоже, что также известно как « конкуренция среди немногих».

Типы олигополии

1. Чистая или совершенная олигополия. Если фирмы на рынке олигополии производят однородные продукты, то это называется чистой или совершенной олигополией. Несмотря на то, что олигополистические фирмы с однородной продукцией встречаются редко, такие отрасли, как сталелитейная, цементная, алюминиевая и т. д., относятся к чистой олигополии.

2. Несовершенная или дифференцированная олигополия. Если фирмы на рынке олигополии производят дифференцированные продукты, то это известно как несовершенная или дифференцированная олигополия. Например, тальки производятся разными фирмами и имеют различные характеристики, но все тальки являются близкими заменителями друг друга.

3. Олигополия по сговору. Олигополия по сговору, также известная как кооперативная олигополия, представляет собой рынок, на котором различные фирмы сотрудничают друг с другом, чтобы определить выпуск или цену, или и цену, и выпуск продуктов.

4. Олигополия без сговора. Если фирмы на рынке олигополии конкурируют друг с другом, то это называется олигополией без сговора.

What is Duopoly?

A special case of oligopoly in which there are two sellers, and it is also assumed that both the firms sell homogeneous products and there is no substitute for the product. For example, Pepsi and Coca-Cola are two firms selling soft drinks, which are homogeneous in nature and do not have a substitute. 

Особенности олигополии

1. Небольшое количество фирм. На олигополистическом рынке существует несколько фирм, число которых точно не определено. Но каждая из фирм на этом рынке производит значительную часть общего объема выпуска. Каждая из фирм на рынке олигополии жестко конкурирует друг с другом и пытается манипулировать ценой и объемом своего продукта, чтобы перехитрить друг друга. Кроме того, количество фирм на рынке настолько мало, что действия одной фирмы влияют на конкурирующие фирмы. Следовательно, каждая фирма следит за действиями/деятельностью других фирм-конкурентов. Например, автомобильная промышленность Индии относится к рынку олигополии.

2. Неценовая конкуренция: фирмы в условиях олигополистического рынка могут влиять на цену продукта; однако они стараются избегать такого влияния, поскольку оно может начать ценовую войну, чего не хочет ни одна из фирм. Иными словами, если одна фирма попытается снизить цену на свой продукт, то и другим фирмам придется снизить цену, и наоборот, из-за чего фирма может потерять своих клиентов, в конечном итоге намереваясь повысить цену. Поэтому эти фирмы проводят политику жесткости цен и, следовательно, предпочитают неценовую конкуренцию. Так, чтобы конкурировать друг с другом, фирмы используют различные методы, кроме ценообразования, такие как послепродажное обслуживание, реклама и т.д.

Price rigidity is a situation in which the price of the product tends to stay the same or fixed irrespective of the changes in supply and demand of those products. 

3. Взаимозависимость: фирмы на рынке олигополии взаимозависимы, что означает, что действия одной фирмы влияют на действия других фирм. Каждая фирма на этом рынке рассматривает действия и реакцию своих фирм-конкурентов, прежде чем определять цену и уровень выпуска своей продукции. Изменение цены или выпуска одной фирмы изменяет реакцию других фирм, действующих на том же рынке. Например, если Maruti внесет какие-либо изменения в цены на свои автомобили, то ее конкурирующие фирмы, такие как Tata, Hyundai и т. д., также должны будут внести соответствующие изменения в свою деятельность.

4. Барьеры для входа фирм. В условиях олигополии существует лишь несколько фирм из-за барьеров для входа новых фирм на этот рынок. Новые фирмы не могут войти на рынок олигополии из-за больших требований к капиталу, патентов и многих других факторов. Следовательно, на рынок выходят новые фирмы, которые могут преодолеть эти барьеры, что в конечном итоге приводит к получению сверхприбылей.

5. Роль затрат на продажу. Стоимость продажи — это затраты на рекламу, стимулирование сбыта и маркетинг продукта. Поскольку между фирмами существует жесткая конкуренция и взаимозависимость, они используют издержки реализации для продажи своей продукции на рынке. Поэтому фирмы в условиях олигополистического рынка больше внимания уделяют своей рекламе и другим методам стимулирования сбыта. Роль коммерческих издержек в реализации продукции больше, чем их роль на рынке монополистической конкуренции.

6. Характер продукта . Фирмы в условиях олигополистического рынка могут производить дифференцированные или однородные продукты. Фирмы, производящие однородные продукты, называются чистыми олигополиями. Принимая во внимание, что фирмы, производящие разнородные продукты, известны как несовершенные олигополии.

7. Групповое поведение . Фирмы в условиях олигополистического рынка полностью взаимозависимы друг от друга; следовательно, любое изменение цены и выпуска одной фирмы влияет на другие конкурирующие фирмы. Поэтому, чтобы избежать ценовых войн, эти фирмы предпочитают определять цену своего продукта, принимая групповое решение, чтобы оно могло принести пользу всем этим фирмам.

Group behaviour here means that the firms in this market behave like they are one single firm even though they retain their interdependence on an individual basis. 

8. Промежуточная кривая спроса. Нельзя с уверенностью определить модель поведения производителя на олигополистическом рынке. Следовательно, кривая спроса фирм на олигополистическом рынке является промежуточной или неопределенной. Поскольку фирмы на этом рынке взаимозависимы, действия одной фирмы сильно влияют на действия других фирм-конкурентов. Следовательно, кривая спроса на рынке олигополии постоянно меняется или смещается и не является определенной.