Методы измерения ценовой эластичности спроса: процентный и геометрический метод

Опубликовано: 10 Октября, 2022

Количество товара или услуги, которое потребитель желает и может приобрести при различных уровнях цен, доступных в течение определенного периода времени, называется спросом. Как правило, спрос взаимозаменяемо используется с желанием и желанием; однако в экономике эти термины различны. Желание – это просто желание потребителя приобрести товар, даже если он не в состоянии его купить. Однако спрос — это желание потребителя приобрести товар при условии, что он готов потратить и обладает достаточной покупательной способностью.

Эластичность спроса

На спрос на товар влияют различные факторы, такие как доход потребителя, цена товара, цена сопутствующих товаров и т. д. Процентное изменение спроса на товар из-за процентного изменения любого из факторов, влияющих на спрос на этот товар известен как эластичность спроса . Его можно рассчитать как:

Тремя количественными детерминантами спроса, для которых измеряется его эластичность, являются цена товара, цена сопутствующих товаров и доход потребителя. Следовательно, существует три типа эластичности спроса: эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу.

Ценовая эластичность спроса

Процентное изменение спроса на товар из-за процентного изменения его цены известно как ценовая эластичность спроса . Другими словами, ценовая эластичность спроса — это степень реакции спроса на товар по отношению к изменениям цены такого товара. Например, эластичность спроса по цене +1,5 означает, что при повышении цены товара на один процент спрос на него снизится на 1,5 процента, или падение цены на один процент приведет к падению на 1,5 процента. рост спроса. Цена является наиболее важным фактором, определяющим спрос; поэтому ценовая эластичность спроса также известна как эластичность спроса, эластичность спроса или эластичность.

Важным фактом эластичности спроса по цене является то, что, сохраняя неизменными другие факторы, она устанавливает количественную связь между ценой товара и количеством спроса на него. Кроме того, если значение ценовой эластичности спроса высокое, это означает, что изменение цены товара окажет большее влияние на величину спроса.

Изменение цены может привести к небольшому изменению спроса на одни товары и большему изменению спроса на другие товары. Например, если цена двух товаров X и Y упадет на 20 %, а спрос на них возрастет на 5 % и 15 % соответственно, это будет означать, что Товар Y более эластичен по сравнению с Товаром X, поскольку существует высокий рост спроса на Y по сравнению с X.

Ценовая эластичность спроса определяется двумя методами: процентным методом и геометрическим методом.

Процентный метод определения ценовой эластичности спроса

Наиболее распространенным методом измерения ценовой эластичности спроса (E d ) является процентный метод, который был введен профессором Маршаллом. Согласно процентному методу, также известному как гибкий метод, пропорциональный метод или математический метод, эластичность товара измеряется путем деления процентного изменения его количества на процентное изменение цены. Таким образом, формула расчета ценовой эластичности спроса по процентному методу выглядит следующим образом:

Где,

Процент

Пропорциональный метод

Процентный метод измерения эластичности спроса можно преобразовать в пропорциональный метод, взяв абсолютные изменения в цене и объеме спроса на товар, и формула для того же:

Где,

For example:

Calculate the Price Elasticity of Demand if the demand for Good X increases from 5 units to 7 units due to fall in price from Rs. 10 to Rs. 6.

Solution:

= 40%

= -40%

= -1 or 1

Важные факты о процентном методе:

1. Отрицательный знак игнорируется

При определении величины ценовой эластичности спроса на товар отрицательный знак не учитывается. Отрицательный знак ценовой эластичности спроса обусловлен обратной зависимостью между ценой и спросом на товар; поэтому рассматривается только абсолютное значение. Например, если ценовая эластичность спроса на товар равна -1,5, то будет рассматриваться только 1,5, т. е. абсолютная величина.

2. На эластичность товара влияет процентное изменение

Ценовая эластичность спроса на товар не зависит от абсолютного изменения его цены или спроса, вместо этого на нее влияет процентное изменение цены и спроса на товар. Например , объем спроса на товар X упал с 6 единиц до 4 единиц из-за повышения цены с 5 до 8 рупий, а объем спроса на товар Y увеличился с 4 единиц до 6 единиц. из-за падения цены с 8 до 5 рупий. Ценовая эластичность спроса на товары X и Y составляет -0,5 и 1,3 соответственно. Теперь можно видеть, что абсолютное изменение величины спроса (2 единицы) и цены товара (3 рупии) как для товаров X, так и для товаров Y одинаковы, однако ценовая эластичность спроса на оба товара различна. Это связано с тем, что процентное изменение цены и спроса на товар X составляет 60% и 33,3%. Однако процентное изменение цены и спроса на товар Y составляет 37,5% и 50% соответственно.

3. Эластичность — это свободная от единиц измерения мера.

Это означает, что коэффициент эластичности спроса по цене является чистым числом и зависит от количества единиц товара и цены. Проще говоря, на ценовую эластичность спроса на товар не влияет независимо от того, измеряется ли спрос на него в тоннах, килограммах или граммах и рассчитывается ли его цена в рупиях или иенах. Это связано с тем, что ценовая эластичность спроса на товар зависит от процентного изменения величины спроса и цены товара. Поэтому с помощью ценовой эластичности спроса легко сравнивать дорогие и недорогие товары.

Геометрический метод определения эластичности спроса по цене.

Этот метод также был предложен профессором Маршаллом. Согласно геометрическому методу, также известному как графический метод, точечный метод или дуговой метод, эластичность спроса на товар измеряется в точке на кривой спроса. Геометрический метод определения ценовой эластичности спроса используется при бесконечно малых изменениях спроса и цены товара. Это означает, что эластичность спроса на такие товары различна в разных точках одной и той же прямой кривой спроса. Формула для измерения Ed товара с помощью геометрического метода: