Индивидуальный и рыночный спрос

Опубликовано: 10 Октября, 2022

В экономике спрос – это количество товара или услуги, которое потребитель желает и может приобрести при различных уровнях цен, доступных в течение определенного периода времени. Хотя спрос — это желание потребителя приобрести товар, это не то же самое, что желание. Желание – это просто желание потребителя приобрести товар, даже если он не в состоянии его купить. Однако спрос – это желание потребителя приобрести товар при условии, что он готов потратить и обладает достаточной покупательной способностью.
Спрос на товар может быть в отношении отдельного человека или всего рынка.

Индивидуальный спрос

Количество товара, которое потребитель желает и может приобрести по каждой возможной цене в течение определенного периода времени, называется индивидуальным спросом.

Детерминанты индивидуального спроса

Существуют различные факторы, влияющие (увеличивающие или уменьшающие) спрос на товар. Эти факторы следующие:

1. Цена данного Товара

Наиболее важным фактором, влияющим на спрос на товар, является его цена. Обычно между ценой и спросом на товар существует обратная зависимость (также известная как закон спроса ), которая означает, что когда цена товара растет, спрос на него снижается, и наоборот. Например, если цена на кофе увеличится, то спрос на него уменьшится, так как уровень удовлетворения, получаемый потребителями от его потребления, упадет из-за роста цены.

2. Цена сопутствующих товаров

Сопутствующие товары – это товары, в которых изменение цены одного товара влияет на изменение спроса на другой товар. Существует два типа сопутствующих товаров, а именно: товары-заменители и товары-дополнения.

Substitute Goods: The goods which can be used in the place of one another to satisfy a specific want are known as substitute goods. It means that an increase in the price of one good, increases the demand for its substitute, and vice-versa. For example, if the price of a commodity, let’s say, tea increases, then the demand for its substitute, let’s say, coffee will also increase, as it will now become comparatively cheaper than tea. As demand for substitute goods compete with each other in the market, they are also known as Competitive Goods. 

Complementary Goods: The goods which are used by the consumers together to satisfy a specific want are known as complementary goods. It means that an increase in the price of one good decreases the demand for its complementary good, and vice-versa. For example, if the price of a commodity, let’s say, bread increases, then the demand for its complementary good, let’s say, butter will decrease, as it will be costlier for the consumers to buy and consume both of these goods. In other words, the price of a good is inversely related to the demand for its complementary good. 

3. Доход потребителя

Доход потребителя также влияет на спрос на товар. Однако то, как доход потребителя влияет на спрос, зависит от характера товара. Товары могут быть нормальными товарами и некачественными товарами.

Normal Goods: The goods for which demand will rise if the income of the consumer increases, and vice-versa is known as normal goods. For example, if the income of a consumer increases, then his demand for goods like luxury cars, smartphones, jewelry, etc., will also increase.

Inferior Goods: The goods for which demand will decrease if the income of the consumer increases, and vice-versa is known as inferior goods. It happens so because now the consumer has the ability to purchase commodities of good quality. For example, if the income of a consumer increases, then his demand for goods like canned food, used cars, etc., will decrease, as the consumer can now purchase good quality goods. 

4. Вкусы и предпочтения

Существует прямое влияние вкусов и предпочтений потребителя на спрос на товар. Это означает, что изменение вкусов или предпочтений потребителей увеличивает или уменьшает спрос на товар. Он включает в себя привычки, обычаи, моду и т. д. Например, если в моде тот или иной стиль одежды, то возрастет и его востребованность среди потребителей. Однако если стиль одежды выйдет из моды, то спрос на него у потребителей снизится.

5. Ожидание изменения цены в будущем

Если потребитель ожидает, что цена товара в ближайшем будущем вырастет, то он попытается купить его в большем количестве в настоящем, увеличивая спрос на него. Другими словами, существует прямая зависимость между будущими ожиданиями изменения цены товара в будущем и спросом на него в настоящем. Например, если люди думают, что в будущем цены на дизельное топливо вырастут, то они будут пытаться заправить баки своих автомобилей, увеличивая спрос на дизельное топливо.

Рыночный спрос

Количество товара, которое все потребители желают и могут приобрести по каждой возможной цене в течение определенного периода времени, называется рыночным спросом.

Детерминанты рыночного спроса

Помимо факторов, влияющих на индивидуальный спрос на товар, существуют и другие факторы, влияющие на рыночный спрос на товар. Эти факторы следующие:

1. Численность и состав населения

Численность населения в стране влияет на рыночный спрос на товар. Увеличение населения страны увеличивает рыночный спрос на товары, и наоборот. Состав населения включает соотношение мужчин, женщин, детей и т. д., что влияет на спрос на товар. Например, если в населении страны больше мужчин, то спрос на товары, используемые мужчинами, такие как крем для бритья и т. д., также возрастет.

2. Сезон и погода

Сезонные и погодные условия места также влияют на рыночный спрос на товар. Например, в летний сезон увеличивается спрос на одежду из хлопка, мороженое и т. д., в сезон дождей увеличивается спрос на плащи, зонты и т. д.

3. Распределение доходов

То, как распределяется доход в стране, также влияет на спрос на товар. Если доход распределяется в стране поровну, то рыночный спрос на товар также будет увеличиваться. Однако если доход распределяется между богатыми и бедными неравномерно, то рыночный спрос на товар будет низким.

Разница между индивидуальным спросом и рыночным спросом:

Основа

Индивидуальный спрос

Рыночный спрос

Значение Количество товара, которое потребитель желает и может приобрести по каждой возможной цене в течение определенного периода времени, называется индивидуальным спросом. Количество товара, которое все потребители желают и могут приобрести по каждой возможной цене в течение определенного периода времени, называется рыночным спросом.
Закон спроса Индивидуальный спрос может следовать, а может и не следовать закону спроса. Это означает, что существует вероятность того, что спрос на продукт будет выше при более высокой цене. Рыночный спрос всегда подчиняется закону спроса. Это означает, что спрос на товар всегда снижается при повышении его цены, и наоборот.
Влияние факторов Индивидуальный спрос на продукт не зависит от всех факторов, влияющих на его рыночный спрос. Рыночный спрос на продукт зависит от всех факторов, влияющих на его индивидуальный спрос.