В индийской демократии исполнительная власть более ответственна и подотчетна

Опубликовано: 10 Октября, 2022

В Индии парламентская форма правления . Парламент или законодательный орган выполняет законотворческую функцию, исполнительная власть исполняет или реализует законы, принятые парламентом. Функционирование правительства основано на сотрудничестве и координации между законодательной и исполнительной властью.

Исполнительная власть исходит от законодательной ветви власти , которую возглавляет парламент. Исполнительная власть отвечает за свои действия перед законодательной властью, и ее полномочия также ограничены системой сдержек и противовесов парламента.

Конституция Индии наделяет парламент особыми инструментами для проверки и контроля полномочий исполнительной власти во всех сферах ее деятельности для предотвращения произвола. Контроль, осуществляемый в различных формах, заключается в следующем:

A. Законодательный контроль над исполнительной властью

Когда закон принимается в парламенте, правительство обязано ответить на все запросы членов парламента. Парламент может задавать вопросы исполнительной власти:

  • Обсуждение и обсуждение : члены могут обсуждать политические решения, принятые парламентом.
  • Час вопросов : Это наиболее эффективный инструмент по усмотрению парламента, с помощью которого парламент может внимательно следить за исполнительной властью. В течение этого часа депутаты расспрашивают представителей исполнительной власти о принятых ими законах.
  • Нулевой час : в течение этого часа депутаты могут задать вопрос исполнительной власти относительно любого административного решения, принятого без предварительного уведомления .

Парламент проверяет действия исполнительной власти путем внесения различных предложений, а именно:

  1. Движение осуждения: оно может быть инициировано Лок Сабха против отдельного министра или группы министров, чтобы осудить совет министров за конкретную политику или действие.
  2. Предложение об отсрочке: оно внесено в Лок Сабха, чтобы привлечь внимание Палаты к срочному вопросу общественной важности , оно включает в себя осуждение правительства.
  3. Ходатайство о привилегиях: Ходатайство о привилегиях может быть инициировано против любого члена, если он/она нарушает привилегии.
  4. Предложение о привлечении внимания: предложение о привлечении внимания может быть инициировано парламентом, а исполнительная власть может быть привлечена к ответственности в вопросах, требующих срочного общественного значения.
  5. Вотум недоверия : это самый важный инструмент в распоряжении парламента, с помощью которого парламент может вынести вотум недоверия правящему правительству, пост которого они обязаны уйти в отставку. Это в основном используется в качестве последнего средства.

Любой закон, принятый исполнительной властью, должен быть одобрен обеими палатами парламента, и также проводятся дебаты о цели закона , что предотвращает принятие необдуманных законов.

Председатель Rajya Sabha также выступил за оценку воздействия законодательства , в ходе которой будет изучено влияние сформулированного закона на общество в течение определенного периода времени.

Это инструменты, находящиеся в распоряжении парламента, с помощью которых он осуществляет законодательный контроль над исполнительной властью.

B. Финансовый контроль над исполнительной властью

  • Годовой финансовый отчет и финансовые законопроекты , предложенные правительством, должны быть одобрены обеими палатами парламента.
  • Парламент также может инициировать предложение о сокращении , чтобы возразить против любого конкретного выделения средств, требуемого правительством в финансовом законопроекте. Ходатайство о сокращении эквивалентно ходатайству о недоверии.
  • Правительство не может снимать средства из Консолидированного фонда Индии без одобрения парламента.
  • Парламентские комитеты, такие как Счетный комитет и Сметный комитет, контролируют финансовый контроль. Отчеты этих комитетов и CAG представляются президенту Индии для проверки нецелевого использования финансов.

C. Представительский контроль над исполнительной властью

  • Поскольку депутаты являются представителями народа, когда они расследуют действия руководителей, они, в свою очередь, защищают интересы людей, которых они представляют.

D. Подотчетность исполнительной власти перед законодательной властью

  • Каждый министр несет личную ответственность за любые действия перед Лок Сабха. В статье 75 Конституции Индии упоминается принцип индивидуальной ответственности, в соответствии с которым каждый министр занимает должность по усмотрению президента. Президент имеет право сместить министра с занимаемой должности, в то время как остальная часть Совета продолжает работать.
  • Весь Совет министров также несет ответственность перед Лок Сабха по принципу коллективной ответственности (статья 75) , здесь весь кабинет может уйти в отставку, если парламент не одобряет действия какого-либо министра.

Законодательная власть в Индии осуществляет значительный контроль над исполнительной властью с помощью различных механизмов, имеющихся в ее распоряжении. Необходимо контролировать исполнительную власть, чтобы обеспечить ее подотчетность избранному законодательному органу. Различные механизмы также гарантируют, что исполнительная власть находится под контролем народных представителей для обеспечения прозрачности и беспристрастности . Этот контроль также гарантирует, что исполнительная власть соблюдает законы и предотвращает любые отклонения от установленных законов. Контроль над исполнительной властью предотвращает господство культа личности и обеспечивает сдерживание концентрации власти в одном источнике . Этот контроль над исполнительной властью со стороны законодательной власти делает исполнительную власть более ответственной и подотчетной интересам народа, которые являются истинной сущностью демократии.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТАТЬИ