Профессиональная структура и инфраструктура накануне независимости
Во время обретения независимости правительство Индии объявило сельское хозяйство главной движущей силой экономики. Еще до и во время колониального господства в Индии всегда наблюдалось преобладание сельскохозяйственного сектора в экономике, поскольку 85% ее населения проживает в деревне и прямо или косвенно зависит от сельского хозяйства. Тем не менее, обрабатывающая промышленность также была важным источником средств к существованию для индийской экономики, например, ремесленная промышленность, производство драгоценных металлов и камней, а также производство шелка и текстиля. Индийские ремесла и обрабатывающая промышленность пользовались мировым признанием и рынком еще до обретения независимости. Именно в британскую эпоху статус индийской обрабатывающей промышленности был просто сокращен до страны-экспортера сырья и потребителей готовой продукции, произведенной на рынке Великобритании.
Профессиональная структура
Профессиональная структура - это распределение работающих специалистов в различных секторах по региону. Каждая экономика разделена на основе ее профессиональной структуры, а именно, сельскохозяйственный сектор, промышленный или производственный сектор и сектор услуг. Соединенные Штаты, Китай и Японию часто называют экономикой, основанной на промышленности или производстве, с другой стороны, Индию называют экономикой, основанной на сельском хозяйстве .
Особенности профессиональной структуры накануне независимости
Основными чертами оккупационной структуры накануне обретения независимости были следующие:
1. Сельское хозяйство как основной источник дохода
Индийский сельскохозяйственный и смежный с ним сектор давал средства к существованию примерно 75 процентам населения Индии, прямо или косвенно во времена колониального правления, и даже сегодня в нем занята почти половина рабочей силы. Это просто подразумевает преобладание сельскохозяйственного сектора в Индии. Несмотря на это, из-за низкой производительности сельского хозяйства, заселения земли и распределения доходов Индия находилась в состоянии застоя и упадка, оставив Индию в состоянии отсталости.
2. Плохое состояние сектора промышленности и услуг.
На производственный сектор и сектор услуг в то время приходилось всего 10-15% и 20% рабочей силы соответственно. Промышленный сектор не мог процветать во время колониального правления, поскольку Великобритания превратила индийские ремесла, текстиль и другие отрасли обрабатывающей промышленности в простых экспортеров сырья в Великобританию и другие страны; и, в свою очередь, использовали это сырье для производства готовых товаров и создали для них рынок сбыта в Индии.
3. Застойный и несбалансированный рост в обоих секторах
Ни один из секторов не был полностью создан или процветал, и поэтому их рост в экономике также был несбалансированным. Сельскохозяйственный сектор столкнулся с серьезными проблемами, связанными с ортодоксальной системой заминдари, коммерциализацией сельского хозяйства, низкой производительностью и отсутствием ирригационных сооружений. Это также оказало огромное влияние на самодостаточную концепцию сельского хозяйства, распространенную в индийских деревнях. Промышленный сектор эксплуатировался британцами, чтобы перенаправить его обрабатывающую промышленность только на экспорт сырья в Великобританию, отсутствие поощрения для создания тяжелой промышленности и производства средств производства, а также ограничение промышленников созданием шелковых и джутовых текстильных фабрик.
4. Региональные различия в рабочей силе
Во всех трех секторах наблюдались региональные сдвиговые тенденции . В регионах Гуджарат, Карнатака, Бенгалия и Тамил Наду наблюдалось перемещение рабочей силы из сельского хозяйства в производство и сектор услуг, тогда как в таких штатах, как Раджастхан, Орисса и Пенджаб, наблюдалась противоположная тенденция.
5. Монополия Великобритании в торговле
Торговля не была чуждым понятием для Индии, и она поддерживала хорошие торговые отношения со всеми другими великими нациями, но после прихода британцев более половины ее торговли ограничивалось только Великобританией. Индия стала экспортером сырьевых товаров, таких как хлопок-сырец, джут, масло и т. д., и импортером готовых товаров, таких как одежда, хлопок и т. д. Хотя это действительно дало Индии экспортный излишек, это произошло за счет истощения богатства экономики. и сделать Индию более надежной на внешних рынках, что в конечном итоге плохо сказалось на внутреннем рынке и людях. Кроме того, строительство Суэцкого канала многократно увеличило влияние Великобритании на индийских рынках.
Инфраструктура
Инфраструктура — это набор принципиально необходимых систем или объектов, которые помогают стране поддерживать себя и нормально функционировать. Это включает в себя физическую, социальную и экономическую инфраструктуры. Во время колониального режима в Индии, несомненно, наблюдалось развитие физической инфраструктуры, а именно дорог, портов, водного транспорта, железных дорог, портов и телеграфа; но социальная и экономическая инфраструктура осталась совершенно нетронутой. Однако в данном случае мотивом британского правительства было удовлетворение своих интересов, а не сосредоточение внимания на обеспечении удобств для индийцев.
Дороги
Чтобы служить его интересам, в британскую эпоху были построены дороги, но не хватало всепогодных дорог, чтобы проникнуть в сельские районы и построить для них сообщение. Поэтому население сильно страдало в сезон дождей и во время стихийных бедствий. Основная цель строительства дорог заключалась в том, чтобы облегчить им транспортировку сырья или промежуточных товаров к ближайшей железнодорожной станции или порту и их экспорт в Великобританию, а также для мобилизации британской армии внутри страны.
Водный транспорт, электрический телеграф и почтовые услуги
Программа британского правительства по развитию морских путей и развитию внутренней торговли оказалась очень дорогой и неэффективной по сравнению с железными дорогами. Он был крайне неэкономичен и был разработан ценой огромных экономических потерь для страны. Система электрического телеграфа, разработанная в то время, также была дорогостоящим мероприятием, которое служило только для поддержания закона и порядка для британских чиновников. Напротив, почтовые услуги оставались неадекватными, хотя и служили общественным интересам.
Железные дороги
В 1850-х годах, когда были введены железные дороги, это считалось самым выдающимся вкладом Великобритании в Индию. Несмотря на это, у него были свои плюсы и минусы, но два больших влияния, которые он оказал на страну, заключались в следующем:
- Это обеспечило межгосударственную мобильность и помогло преодолеть географические и культурные барьеры в стране. Люди легко преодолевали дальние поездки по низким ценам и открывали для себя различные культурные и рабочие занятия.
- Межгосударственная мобильность способствовала коммерциализации сельского хозяйства, тем самым влияя на режим самодостаточности идеальной индийской деревни. Несмотря на то, что это во много раз увеличило индийский экспорт, Великобритания пожинала плоды.
Главный мотив создания железных дорог в Индии
Основной мотив британских правителей, стоящих за началом строительства железных дорог в Индии, заключался в том, чтобы служить своим колониальным интересам. Это должно было создать канал транспортировки для экспорта сырья или товаров первой необходимости в Англию и другие зарубежные страны; а с другой стороны, ввозить готовые товары и проникать внутрь индийского рынка по железным дорогам. Другая причина заключалась в том, что индийский рынок столкнулся с огромным дефицитом на внутреннем рынке из-за положительного сальдо экспорта; и Великобритания увидела в этом возможность расширить размер своего рынка, чтобы получить максимальную выгоду для себя. Таким образом, инфраструктура, построенная во время колониального господства, едва ли служила улучшению общественных удобств, а шла на пользу Англии.