Преимущества и недостатки лицензирования и франчайзинга

Опубликовано: 13 Февраля, 2023

Что такое лицензирование и франчайзинг?

Лицензирование — это договорное соглашение, по которому одна компания предоставляет другой компании в другой стране доступ к своим патентам, коммерческим секретам или технологиям в обмен на плату, известную как роялти. Фирма, которая предоставляет такое разрешение другой фирме, известна как лицензиар, а фирма в иностранном государстве, которая получает такие права на использование технологии или патентов, известна как лицензиат.

Следует отметить, что лицензируется не только технология. Ряд модельеров лицензируют использование своих имен. В некоторых случаях две компании обмениваются технологиями. Перекрестное лицензирование относится к взаимному обмену информацией, технологиями и/или патентами между фирмами.

Лицензионные соглашения могут быть исключительными или неисключительными, и они могут охватывать широкий спектр активов интеллектуальной собственности, таких как товарные знаки, авторские права, патенты и музыка. Затраты на лицензию могут быть разовыми установленными платежами или постоянными платежами в зависимости от использования, продаж и других факторов производительности.

Соглашение о франчайзинге , как и лицензионное соглашение, включает в себя предоставление одной стороной другой права на использование технологий, товарных знаков и патентов в обмен на согласованный платеж в течение определенного периода времени. Франчайзер является материнской компанией. Франчайзером может быть любой поставщик услуг, это может быть ресторан, гостиница, туристическое агентство, оптовый банк или даже магазин, который разработал особый метод создания и маркетинга услуг под своим собственным брендом и торговой маркой.

Термин франчайзинг очень похож на лицензирование. Одно существенное различие между ними заключается в том, что первое связано с производством и маркетингом товаров, а второе связано с предоставляемыми услугами. Еще одно отличие заключается в том, что франчайзинг более строг, чем лицензирование. Франчайзеры установить строгие правила и ограничения в отношении того, как франчайзи должны вести бизнес. Помимо этих двух различий, франчайзинг и лицензирование почти идентичны. Уникальность методов и приемов дает франчайзеру преимущество перед конкурентами в этом секторе и побуждает потенциальных поставщиков услуг присоединиться к системе франчайзинга. «Макдональдс», «Пицца Хат» и «Уол-Март» — лишь некоторые из крупнейших франчайзинговых компаний мира.

Преимущества лицензирования и франчайзинга

Ниже приведены некоторые из конкретных преимуществ лицензирования/франчайзинга:

  1. Менее затратный метод: в системе лицензирования/франчайзинга лицензиар/франчайзер создает бизнес-подразделение и вкладывает в него свои собственные деньги. В результате лицензиар/франчайзер почти не обязан делать международные инвестиции. В результате лицензирование/франчайзинг рассматривается как менее затратный метод входа в международный бизнес.
  2. Не несет ответственности за какие-либо убытки: поскольку иностранные инвестиции отсутствуют или очень малы, лицензиар/франчайзер не несет ответственности за любые убытки, понесенные иностранным бизнесом. Лицензиат/франчайзи уплачивает лицензиару/франчайзеру сборы, которые устанавливаются заранее в виде доли от объема производства или продаж. Эти лицензионные платежи или сборы продолжают начисляться лицензиару/франчайзеру до тех пор, пока производство и продажи продолжают осуществляться в бизнес-подразделении лицензиата/франчайзи.
  3. Меньшие риски: риск поглощения бизнеса или вмешательства правительства меньше, поскольку лицензиат/франчайзи является местным лицом, которое управляет компанией в другой стране.
  4. Более глубокое знание рынка и контакты. Будучи местным жителем, лицензиат или франчайзи лучше понимает рынок, а также имеет больше контактов, что может быть очень полезным для лицензиара или франчайзера в проведении маркетинговой деятельности.
  5. Юридическая безопасность : Только стороны лицензионного/франчайзингового соглашения имеют законное право использовать лицензиара/авторские права, патенты франчайзера и торговые марки в зарубежных странах в соответствии с условиями лицензионного/франчайзингового соглашения. В результате такие товарные знаки и патенты не могут использоваться другими компаниями на международном рынке.

Недостатки лицензирования и франчайзинга

Недостатки лицензирования и франчайзинга заключаются в следующем:

  1. Риски открытия аналогичного бизнеса: существует риск того, что лицензиат/франчайзи может начать продавать идентичный продукт под несколько иной торговой маркой, если он приобретет опыт в производстве и маркетинге лицензионных/франчайзинговых продуктов. Лицензиар/франчайзер может столкнуться с жесткой конкуренцией в отрасли.
  2. Проблема секретности: коммерческая тайна может быть раскрыта третьим лицам на зарубежных рынках, если она не защищена должным образом. Лицензиар или франчайзер может понести значительные убытки в результате ошибок лицензиата/франчайзи.
  3. Конфликты и споры. Со временем между лицензиатом/франчайзи и франчайзером/лицензиаром часто возникают конфликты по таким вопросам, как ведение счетов, выплата роялти и несоблюдение стандартов производства высококачественной продукции. Эти разногласия могут привести к дорогостоящим юридическим спорам, затрагивающим обе стороны.