Основные неудачи Национальной комиссии по планированию

Опубликовано: 10 Октября, 2022

Национальная комиссия по планированию (НКП) Индии была создана 15 марта 1950 года. НКК была создана постановлением правительства Индии в качестве консультативного и специализированного учреждения. Это был внеконституционный, нестатутный и совещательный орган. Комиссия фактически сыграла важную роль в превращении Индии из-под бразды правления британцев в независимую нацию с амбициозными целями развития.

Однако в 2014 году NPC был заменен на Niti Aayog, более яркую организацию по сравнению с NPC. Он направлен на достижение целей устойчивого развития путем принятия кооперативного федерализма, тем самым расширяя участие штатов в деятельности по развитию нации.

Несмотря на множество целей развития, которые выполняет NPC, тело подвергается множеству критических замечаний. Комиссию часто критиковали за то, что она была бюрократическим органом в советском стиле, который душил экономический рост страны.

Основные недостатки и неудачи Национальной комиссии по планированию:

1. Недостаточная скорость роста

Фактические темпы роста индийской экономики были намного меньше по сравнению с целевыми темпами роста . За исключением первой и шестой пятилеток, фактические темпы роста оставались намного ниже запланированных темпов роста ВНП и дохода на душу населения. Между целевыми показателями и фактическими темпами роста образовался разрыв, который составляет 4,4% по сравнению с целевыми темпами роста в 5%. Эта разница между целевыми темпами роста и достигнутыми темпами роста свидетельствует о провале пятилетних планов. Индия продолжает оставаться одной из беднейших стран даже сегодня, несмотря на 50 лет экономического планирования.

2. Неспособность искоренить бедность

Бедность является одним из основных препятствий, которые продолжают преследовать Индию. За чертой бедности проживает более четверти населения сельской местности, что составляет 25,7 процента. В городах ситуация немного лучше, чем в сельской местности, где 13,7% населения живут за чертой бедности. В общей сложности около 22 процентов населения Индии зарабатывают на жизнь, находясь за чертой бедности. Несмотря на многочисленные схемы, запущенные Плановой комиссией через пятилетки, проблема бедности не была устранена должным образом.

3. Влияние на безработицу

Устранение безработицы было еще одной важной целью Комиссии по планированию, но создание рабочих мест не могло достичь больших успехов, поскольку число безработных неуклонно росло. В конце первой пятилетки 53 лакха были признаны безработными, их число продолжало расти со следующими планами и к 2004-2005 гг. Оно выросло до 349 лакхов. После окончания 12-й пятилетки в 2017 году уровень безработицы в Индии достиг 45-летнего максимума в 6,1 процента в 2017-2018 годах. Благодаря пятилетним планам возможности трудоустройства увеличились, но этому предшествовало предложение рабочей силы, что привело к дальнейшему увеличению числа безработных. В основном это связано с тем, что пятилетние планы были больше ориентированы на рост, а не на занятость. Правительство уделяло больше внимания принятию ориентированных на рост капиталоемких стратегий, а не стратегий создания рабочих мест.

4. Неспособность уменьшить неравенство доходов и богатства

На протяжении всего периода планирования богатые становились богаче, а бедные — беднее . Несмотря на то, что масштабы бедности в некоторой степени снизились, масштабы неравенства значительно увеличились из-за концентрации богатства в руках нескольких богатых людей. Согласно опросу, проведенному международной правозащитной группой Oxfam, 1 процент самых богатых людей Индии приобрел около 73% всего богатства страны, в то время как 67 крор индийцев, составляющих самую бедную часть населения, в среднем увеличили свое богатство всего на 1%. В значительной степени это можно объяснить ростом цен на товары первой необходимости, инфляцией, которая благоприятствовала богатым, но лишала бедных.

5. Региональный дисбаланс

Пятилетки еще более усугубили разрыв между государствами . Ожидалось, что Комиссия по планированию внесет много изменений, касающихся деятельности в области развития, но вместо этого она сделала больший упор на макроэкономические, отраслевые, экономические и национальные аспекты, в то время как ей не хватало региональной направленности. Это привело к неравному распределению ресурсов между государствами. Отсталые районы по-прежнему игнорируются и недостаточно развиты, в то время как в мегаполисе наблюдается всплеск деятельности по развитию.

6. Влияние на инфляцию

Все преимущества экономического планирования были омрачены негативным влиянием инфляции цен. Цены на все товары первой необходимости продолжали расти устойчивыми темпами , вызывая большие трудности для подавляющего большинства людей. В первой пятилетке цены значительно снизились, но во втором плане цены на товары выросли на 63%. Третий, четвертый, пятый, пятый планы зафиксировали рост на 5,8%, 9% и 3,6% соответственно. Цены выросли на 4% в 2004-2005 гг., а в ноябре 2013 г., когда действовала 12-я пятилетка, инфляция достигла исторического максимума в 12,17%. Цены на топливо и электроэнергию выросли на 10,3% в октябре 2013 года, а цены на продукты питания выросли на 18,2%. RBI был вынужден поднять базовую процентную ставку с 7,5% до 7,75%, чтобы контролировать быстро растущие темпы инфляции. Рост без стабильности был характерной чертой индийского планирования.

7. Непроведение земельной реформы

Меры по земельной реформе в основном не учитывались пятилетними планами. Политические решения о передаче земли в собственность крестьянству не реализовывались должным образом. Правительство не стремилось проводить в жизнь эти меры, направленные на прогрессивное сельское хозяйство и социализм, что привело к отчуждению большого числа крестьян и принесло им дополнительные лишения.

8. Невозможность проверить поток черных денег

По ряду причин произошла концентрация большого количества черных денег у части состоятельного населения. Эти люди злоупотребляли имеющимися ресурсами и занимались незаконной деятельностью, что также привело к нерациональному использованию ресурсов. Схемы, принятые для сдерживания концентрации черных денег, также не достигли своей цели.

9. Подход «один размер подходит всем»

Большинство планов разрабатывались по принципу «один размер подходит всем», они не разрабатывались с учетом потребностей региона и масс, в результате чего большинство реализованных планов не давало ощутимых результатов.

Комиссия по планированию не смогла уследить за меняющимся сценарием экономического развития во всем мире. Федерализм является сущностью современного управления, но централизованная структура Комиссии по планированию не в состоянии приспособиться к этому духу сотрудничества между центром и штатами. Индийская экономика неуклонно развивается с ростом ВВП по паритету покупательной способности чуть ниже США и Китая. Индия в этот час экономического бума нуждается в более надежном и динамичном учреждении для стабилизации экономического сценария путем принятия грамотных политических решений . Государственные институты также должны адекватно развиваться, чтобы соответствовать меняющемуся сценарию и возрастающим уровням развития.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТАТЬИ