Организационная структура и типы
Термин «структура» относится к управлению частями и взаимосвязями между действиями и людьми. Таким образом, организационная структура является элементом должностных обязанностей, обеспечивающим основу, на которой менеджеры и неуправленческие работники выполняют возложенные на них обязанности. Это отведенная им роль и властные отношения между различными должностями. Это структура, в рамках которой выполняются управленческие и операционные задачи.
Это результат организационного процесса, когда структура организации создается высшим руководством, и эта структура называется формальной структурой. Идея состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойную коммуникацию и эффективный контроль над организацией. Он обеспечивает основу, в которой сотрудники могут эффективно выполнять свои задачи. Большое влияние на него оказывает размах управления, то есть количество подчиненных, которыми может эффективно управлять вышестоящий. Таким образом, каждый менеджер должен учитывать диапазон управления при создании организационной структуры.
Определение
The organisation is a structural relationship by which an enterprise is bound together and the framework in which individual effort is coordinated.
– Koontz and O’Donnell
Необходимость и преимущества организационной структуры
Необходимость в создании организационной структуры возникает, когда бизнес выходит за определенный минимальный предел. В случае, если организацией управляет только один человек, то нет необходимости в организационной структуре, поскольку все действия выполняются самим владельцем. Но когда организация разрастается, становится сложно координировать деятельность разных членов. В этом случае необходима организационная структура.
Преимущества организационной структуры
Организационная структура способствует эффективному функционированию организации. Существует так много преимуществ организационной структуры:
- Он распределяет полномочия и ответственность.
- Он устанавливает модель общения и координации.
- Это облегчает надлежащий контроль за работой коммерческого предприятия.
- Это способствует росту и развитию предприятия.
- Это делает организацию адаптируемой к изменениям.
Типы организационной структуры
Организационная структура зависит от характера и деятельности организации. Организационную структуру можно разделить на две категории:
- Функциональная структура
- Дивизиональная структура
Функциональная структура
Функциональная организационная структура относится к системе организации, в которой различные виды деятельности подразделяются на несколько функций, и для каждой функции создается отдел, которым руководит функциональный эксперт. В этом типе каждая основная или основная функция организована как отдельный отдел. Опять же, основная функция может быть разделена на различные подфункции. Функциональная структура является наиболее широко используемой организационной структурой. Поскольку для расширенного коммерческого предприятия становится необходимым назначать специалистов, обладающих специальными знаниями.
Например, производство, продажи и финансы являются основными функциями производственного предприятия. Функцию можно разделить на различные подфункции, такие как ремонт и техническое обслуживание, контроль качества и т. д. Эта концепция выросла из функционального мастерства, предложенного Ф. У. Тейлором. Он рекомендовал назначать специалистов на разные должности, чтобы подчиненный мог обслуживать и получать заказы от нескольких работающих там специалистов и руководителей.
пригодность
Функциональная структура подходит для следующих целей:
- Когда организация должна осуществлять диверсифицированную деятельность.
- Когда размер организации большой.
- Когда задача требует высокой степени специализации.
Преимущества
Ниже приведены преимущества функциональной структуры:
- Специализация: функциональная структура способствует специализации, поскольку сотрудники выполняют аналогичную работу в отделе, что повышает их эффективность.
- Эффективный контроль и координация: функциональная структура способствует эффективному контролю и координации внутри отдела из-за сходства работы или сотрудников одного отдела, которые тесно связаны друг с другом, поэтому они развивают связь друг с другом. Это помогает руководителю отдела в координации и выполнении различных действий.
- Повышает эффективность: Эксперты и опытные сотрудники специально назначаются для каждого функционального отдела. Это помогает повысить управленческую и операционную эффективность, что приводит к увеличению прибыли.
- Избегает дублирования: это помогает избежать дублирования усилий, что приводит к экономии за счет масштаба и снижает стоимость производства.
- Простое обучение: это упрощает обучение сотрудников, поскольку основное внимание уделяется ограниченному набору навыков.
- Надлежащее внимание: функциональная структура гарантирует, что различным функциям будет уделено должное внимание.
Недостатки
Ниже приведены недостатки функциональной структуры:
- Функциональная империя: сотрудники, вовлеченные в достижение целей своего отдела, не знают своих организационных целей. Такая практика приводит к функциональной империи, в которой ведомственным функциям придается большее значение.
- Трудности в координации: руководители отделов имеют ограниченный кругозор, поэтому они не смотрят за пределы своих отделов. Это затрудняет координацию между различными отделами. Координация также затруднена, когда размер отдела очень велик.
- Трудно привлечь к ответственности: становится трудно привлечь к ответственности конкретный отдел, если цель организации не ясна. Например, если компания не достигла цели по продажам, то нет определенной причины для невыполнения организационных целей.
- Конфликт интересов: функциональная структура может привести к конфликту между двумя или более отделами, если их интересы не будут достигнуты. Например, если отдел продаж настаивает на удобном для клиента дизайне, что неприемлемо для производственного отдела, то такое несогласие вредно для организации в целом.
- Негибкость: сотрудники проходят обучение только для одной функции, а функциональные руководители не обучаются для высшего руководства, в результате чего они не могут быть переведены в другой отдел или на другую должность.
Дивизиональная структура
Когда рабочие места, связанные с одним продуктом, группируются в одном отделе, это называется структурой подразделения. Этот тип структуры подходит для крупной организации, которая имеет несколько продуктов. В соответствии с этим методом для каждого основного продукта создается отдельный отдел. Каждый отдел возглавляет руководитель отдела, который должен выполнять всю функциональную деятельность, связанную с отделами. Каждый отдел работает как многофункциональная единица, потому что все необходимые функции выполняются там. В структуре такого типа каждое подразделение работает как центр прибыли, а руководитель подразделения несет ответственность за прибыль и убытки каждого подразделения.
пригодность
Дивизиональная структура подходит для следующих целей:
- Когда большое разнообразие продуктов производится с использованием различных производственных источников.
- Когда организация растет и нужно добавить больше сотрудников
- Когда важно определить прибыль и убыток по каждой продуктовой линейке.
- Когда на предприятии создается больше отделов и вводятся новые уровни управления.
Преимущества
Ниже приведены преимущества дивизиональной структуры:
- Специализация по продукту: дивизиональная структура приводит к специализации на конкретном продукте, поскольку все виды деятельности, связанные с одним продуктом, сгруппированы в одном отделе.
- Повышение ответственности: в дивизиональной структуре каждый продуктовый отдел рассматривается как центр прибыли. Таким образом, руководитель отдела несет ответственность за свои прибыли и убытки. Это обеспечивает основу для измерения производительности.
- Гибкость. Структура подразделений способствует гибкости, поскольку каждое подразделение работает как автономная единица. Это приводит к более быстрому принятию решений и позволяет более гибко изменять среду.
- Расширение и рост. Дивизиональная структура способствует диверсификации и расширению организации, поскольку новое подразделение может быть добавлено без прерывания существующего решения.
Недостатки
К недостаткам дивизиональной структуры можно отнести:
- Конфликты между отделами : могут возникать конфликты между различными отделами, такими как производство, маркетинг, продажи и т. д., в отношении распределения средств. Отдельный отдел может стремиться максимизировать свою прибыль за счет других отделов.
- Дорого: дублирование физических объектов и функций. Каждое производственное подразделение должно содержать собственные помещения и персонал. Это может привести к увеличению эксплуатационных расходов. Так как возможно дублирование деятельности.
- Игнорирование интересов организации: структура подразделений дает менеджерам полномочия контролировать все действия, связанные с конкретным подразделением. Менеджеры сосредотачиваются на своих собственных продуктах, не думая об остальной организации. Таким образом, организационные цели страдают и становятся труднодостижимыми.