Методы научного менеджмента
Научное управление означает использование научных методов для решения задач управления. Это искусство точно знать, чего вы хотите от своих сотрудников, и следить за тем, чтобы они делали это наилучшим и дешевым способом. Он включает в себя детальное изучение каждого вида деятельности и выполнение работы таким образом, чтобы работа могла быть выполнена эффективно и результативно. Ф. У. Тейлор заложил основы менеджмента как науки, состоящей из фундаментальных принципов. Именно он предложил использовать научные методы измерения и исследования для решения управленческих задач. Поэтому Ф. У. Тейлор известен как отец научного менеджмента.
Определение научного менеджмента
Scientific management is the art of knowing exactly what you want your men to do and then seeing that they do it in the best and cheapest way. -F.W. Taylor
Scientific management is a conscious orderly human approach to the performance of management responsibilities as contrasted with the day-in and day-out rule of thumb, hit or miss approach. -Lawrence A. Appley
Методы научного менеджмента
Методы научного управления означают методы, которые помогают в применении управления. В целях реализации принципов научного менеджмента. Тейлор предложил следующие методы:
1. Функциональное мастерство:
Согласно этой методике, работа по надзору делится на несколько специализированных мастеров. Тейлор считает, что один бригадир не является экспертом во всех аспектах работы. Поэтому за каждым рабочим должны наблюдать несколько мастеров. Те, кто специализируются в своей области. Эта методика улучшит качество надзора, а также улучшит качество работы и эффективность работников. Тейлор предложил, чтобы 8 специалистов из этих 4 отвечали за планирование работы, а остальные четверо отвечали за надзор и выполнение работ.
Планирование
- Маршрутный клерк: этот бригадир устанавливает последовательность операций, в которых должна выполняться работа. Ожидается, что рабочие будут выполнять свою работу строго по маршрутному листу.
- Клерк с инструкциями: этот бригадир готовит инструкции для рабочих и босса банды. Эти карточки содержат информацию о характере работы, порядке выполнения работы, используемом материале и сведения о машине.
- Клерк по времени и затратам: этот мастер назначает стандартное время для завершения работы, а также ведет учет стоимости операции.
- Дисциплинарный: этот клерк отвечает за поддержание дисциплины и систематическое выполнение работы. Он обеспечивает соблюдение правил и положений в организации.
Производство
- Начальник скорости: он отвечает за своевременное выполнение работы. Чтобы работа была выполнена вовремя, он проверяет, все ли рабочие выполняют свою работу с требуемой скоростью.
- Босс банды: Он отвечает за организацию и поддержание инструментов, машин и материалов в готовности к работе.
- Начальник ремонта: он отвечает за обеспечение надлежащего рабочего состояния машины и инструментов.
- Инспектор: Он отвечает за качество работы. Он привносит качественное сознание в сознание рабочих.
2. Стандартизация и упрощение работы:
Стандартизация означает установление стандартов для всего. Для достижения стандартного производства для рабочих устанавливается стандарт производительности. Стандарт работы означает стандартный набор материалов, машинного метода и условий работы. Упрощение относится к устранению ненужных разновидностей, размеров и сортов продукта. Это приводит к экономии затрат на рабочую силу, стоимость машин и инструментов. Это также приносит экономию в обороте и эксплуатации. Это способствует лучшему контролю деятельности.
Упрощение направлено на устранение ненужных разновидностей, размеров и габаритов. Это приводит к экономии затрат на рабочую силу, машины и инструменты. С помощью упрощения сокращаются запасы и полностью используются ресурсы.
Например, компания Hindustan Unilever Ltd. сократила разнообразие магазинов и повысила эффективность и результативность своей организации.
3. Работа-учеба:
Работа-учеба означает систематическую и критическую оценку всех операционных функций в организации. Основной целью работы-учебы является повышение эффективности за счет оптимального использования ресурсов. Тейлор считает, что эффективность можно повышать бесконечно. Он посоветовал работать-учеба для повышения эффективности. Он разделил свою работу-учебу на четыре части:
- Изучение метода: это поиск «одного из лучших способов» выполнения работы. Основная цель этой техники — улучшить методы работы, чтобы минимизировать стоимость продукции и максимально удовлетворить потребности клиентов. Поиск наилучшего метода начинается с закупки сырья и продолжается до тех пор, пока конечный продукт не будет доставлен заказчику. Например, сырье должно храниться рядом с местом производства, чтобы избежать ненужной траты времени и денег на транспортировку товаров к месту производства.
- Исследование движения: это исследование относится к тщательному анализу различных движений, выполняемых рабочим, когда он выполняет определенную работу. Основная цель изучения движения — обнаружить и устранить ненужное движение, а также найти наилучший метод выполнения конкретной работы. Это исследование проводится с помощью кинокамеры или секундомера. Тейлор экспериментировал с изучением движения и доказал, что производительность рабочего можно увеличить примерно в четыре раза, просто исключив бесполезное движение.
- Исследование времени: это метод, который используется для определения стандартного времени, затраченного работником. Это помогает определить, какой объем работы сотрудник должен быть в состоянии выполнить за определенный период. При изучении времени работа делится на ряд элементов и время, необходимое для выполнения каждого элемента работы. Метод исследования времени зависит от объема и периодичности работы.
- Исследование усталости: оно относится к определению количества и частоты интервалов отдыха, необходимых для выполнения работы. Под усталостью понимается усталость от физической и умственной работы. Тейлор предположил, что человек устает, когда работает непрерывно без перерыва. Таким образом, ему должен быть предоставлен интервал отдыха, чтобы восстановить утраченную выносливость. Исследование усталости также помогает поддерживать работоспособность работника. Количество и частота интервалов отдыха должны определяться на основе исследования усталости, а не случайным образом. Исследование усталости проводится путем наблюдения за рабочими во время выполнения работы. Полезно также узнать, как долго человек может работать без вреда для своего здоровья.
4. Дифференциальная система оплаты труда:
Это система, в которой эффективные и неэффективные работники оплачиваются по разным ставкам. По Тейлору, финансовые стимулы действуют как мотиватор. Так, Тейлор разработал концепцию дифференцированной сдельной системы оплаты труда. В этом методе стимулы напрямую связаны с производительностью. По этой методике в первую очередь устанавливается типовая задача, а затем фиксируются две ставки. Более высокие ставки для тех рабочих, которые производят больше стандарта, и низкие ставки для тех рабочих, которые не производят больше или равно стандарту.
Например, на заводе стандартная производительность составляет 20 единиц в день. Рабочие, производящие больше нормативной продукции, получат 5 рупий за единицу, при производстве продукции меньше нормы — 4 рупии за единицу, а при производстве продукции меньше нормы — 3 рупии за единицу. Если рабочий производит 22 единицы в день, он получит (22x5)=110 рупий; рабочий, производящий 20 единиц, получит (20×4)= 80 рупий; а если рабочий произведет 19 единиц, то он получит (19×3)=57. Различия между различными подразделениями достаточно, чтобы мотивировать работников работать лучше.
5. Ментальная революция:
Это означает полное изменение отношения рабочих и администрации друг к другу от конкуренции к сотрудничеству. Оба должны понимать, что они нужны друг другу, и оба должны стремиться к увеличению своей прибыли. Ментальная революция требует, чтобы руководство создавало подходящие условия для работы и выполняло свою работу с полной самоотдачей.
Современные методы научного менеджмента:
1. Производство «точно в срок»:
Производство «точно в срок» — это стратегия управления запасами. Это связано с минимизацией запасов незавершенного производства и затрат, связанных с этими запасами. Сокращая объем незавершенного производства, предприятие может повысить окупаемость инвестиций.
2. Бережливое производство:
Бережливое производство — это философия управления, связанная с сокращением семи потерь, т. е. потерь перепроизводства, ожидания времени, транспортировки, переработки, движения, запасов и брака любого типа. Эти семь потерь могут привести к убыткам предприятия различными способами, такими как растрата сырья, рабочей силы, электроэнергии, транспортных расходов и т. д. Сокращение этих потерь приводит к повышению качества и сокращению производственных затрат и времени, что повышает производительность компании и увеличивает свою прибыль.
3. Кайдзен:
Кайдзен — японский термин, означающий «улучшение» или «изменение к лучшему». Это концепция, которая относится к повышению производительности. Основной целью Кайдзен является сокращение отходов, стандартизация работы, своевременная доставка, подходящее и нужное оборудование, лучшая цепочка поставок. и т.п.
Это непрерывная деятельность, которая происходит регулярно и помогает устранить как умственную, так и физическую тяжелую работу и создает гармонию в организации или на рабочем месте. Он учит людей, как проводить быстрые эксперименты, поощряя их использовать научные методы для устранения потерь во всех видах деловых организаций.
4. Шесть сигм:
«Шесть сигм» — это подход, основанный на данных, который помогает организации снизить неэффективность и сэкономить время и деньги за счет сокращения «вариаций качества». Он предоставляет предприятиям инструменты для расширения возможностей их бизнес-процессов. Это повышает производительность организации и снижает изменчивость процессов. Это помогает повысить производительность и увеличить прибыль организации.